Размер шрифта: A A A Цвет сайта: Ц Ц Ц Изображение: Настройки Обычная версия

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Tahoma Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой

Настройка цветовой схемы:

Чёрным по белому
Белым по чёрному
Тёмно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по тёмно коричневому

Закрыть панель Вернуть стандартные настройки

Версия для слабовидящих
 
 
Ранний возраст Дошкольный возраст Взаимодействие с детьми, имеющими проблемы в поведении Влияние семейных конфликтов на будущее счастье детей Памятки для родителей

Для ВАС родители



 


















Работа

педагога - психолога
с родителями
дошкольников


 

          Семья как социальный институт находится сегодня
в кризисном положении: политическая нестабильность, финансовое и социальное расслоение общества, криминализация, неблагоприятная динамика социально опасных явлений (наркомания, алкоголизм, заболевание СПИДом), коммерциализация здравоохранения, культуры и образования, ломка традиционных ценностей, безработица, сверхзанятость родителей…
        Все это существенно осложняет взаимоотношения детей и родителей, снижает влияние семьи на подрастающее поколение. Однако именно семья призвана формировать у ребенка нравственные ценности
и ориентиры.

       Преобладающая часть родителей не является профессиональными воспитателями, не имеет специальных знаний в сфере воспитания и обучения детей, нередко испытывает трудности в установлении контактов
с собственными детьми.  

      Цель дошкольного образования детей и семьи – создание атмосферы взаимной заинтересованности
в организации воспитания, координация воспитательных усилий, выработка общего подхода к вопросам изучения
и воспитания ребенка. Задача педагога и психолога – помочь родителям найти верные педагогические решения,
дать необходимые педагогические знания.

      Взаимодействие с семьей позволяет более полно раскрыть способности детей, шире использовать
их творческий потенциал, способствует созданию благоприятных психологических условий для совместной деятельности детей и родителей вне стен учреждения, гармонизирует отношения между ними, укрепляет систему взаимодействия в триаде "педагог - родители - ребенок".

      При этом стоит иметь четкое психологически и методически грамотное представление о целях и задачах, формах и объемах предлагаемой родителям информации, этической и технической стороне организации учебной групповой и индивидуальной работы. Это позволит создать оптимальное соотношение между психолого-педагогической теорией и практикой, даст наибольший эффект от педагогической работы по «воспитанию родителей».
    
Принципиально важно общение педагога и психолога с родителями «на равных», а не просто сообщение педагогом (психологом) знаний в виде неоспоримых истин (авторитарный характер действий), "строительство" педагогического знания непосредственно самим родителем с помощью педагога или психолога (критическое переосмысливание предлагаемой информации, самостоятельность решения творческих задач, продуктивное, конструктивное обсуждение возникающих проблем).
     Этические моменты в такой работе особенно важны: плюрализм мнений, индивидуальный подход, уважительное отношение к мнению других. Особые требования предъявляются к профессиональным и личностным компетенциям педагога и психолога: умение трансформировать современные социальные требования
и установки в педагогические задачи, высокая педагогическая культура, гибкость педагогической позиции, умение реально оценить воспитательные возможности семьи, опыт работы в команде, развитые организаторские способности, высокая коммуникабельность и культура общения. Лишь при соблюдении таких условий возможно позитивное развитие сотрудничества педагогов, психологов и родителей.

     Основные аспекты такого сотрудничества: изучение ребенка – особенностей его развития, возможностей
и способностей; определение цели, задач и направлений воспитательного процесса; своевременный обмен информацией о продуктивности воспитательного процесса; выработка единого воспитательного подхода.

     Направления работы – получение теоретических знаний (просвещение, обучение) и наработка практических навыков (практические занятия, участие в учебном процессе).
     Психолого-педагогическое просвещение родителей помогает вооружить их необходимыми теоретическими знаниями по вопросам воспитания, основами педагогической культуры.
Возможные формы работы: лекции по психолого-педагогической тематике (лекторий для родителей); публикации, ознакомление с психолого-педагогической литературой (доклады, сообщения); информационные издания для родителей (буклеты, памятки); использование библиотечного фонда для родителей (тематические выставки, постоянное посещение); размещение материалов на информационном стенде; выставки детских работ (творческие материалы и результаты учебной деятельности); просмотр отснятых в ходе учебного процесса видеоматериалов; размещение просветительских материалов на страничке сайта учреждения.
     Наработка новых воспитательских навыков, коррекция собственных родительских установок, обогащение и осмысление педагогического опыта происходит при практическом взаимодействии родителей между собой, с педагогами и психологом, при непосредственном участии родителей в педагогическом процессе. Это – участие в заседаниях родительского клуба; участие в форумах на сайте учебного учреждения; работа
в семинарах-практикумах по отдельным вопросам воспитания; проведение педагогом, психологом индивидуальных и групповых консультаций для родителей; открытые учебные занятия; совместные занятия детей
и родителей (отдельная программа);  открытие группы оптимизации детско-родительских отношений; обучение родителей навыкам первичной психолого-педагогической диагностики.

     Повышение педагогической культуры родителей закладывает основу плодотворного сотрудничества всех взрослых, заинтересованных в воспитании детей, оказывает серьезное влияние на формирование микросоциума детского учебного заведения.
     Объединение педагогов, психолога и родителей позволяет создать единое воспитательное пространство, повышает вероятность успешного самоопределения ребенка.